Юлия Савостина: Как стать популярным блогером

В феврале 2013-го года Юлия Савостина завела блог «В поисках Made in Ukraine» на delo.ua, в котором пообещала, что целый год будет покупать товары только украинского производства и сообщать читателям о результатах своего эксперимента. Только за три месяца существования проекта его посетило более 45 тыс. человек, а сейчас 9,5 тыс являются его постоянными читателями. Юлия Савостина – директор агентства Pillar PR; работала PR-директором Первого национального, там же вела программу «Легко бути жінкою». Была репортером на телеканале СТБ, спецкором телеканала ICTV, ведущей и продюсером программы «Деловые факты» (ICTV). О том, как заинтересовать СМИ своим блогом, Юлия Савостина рассказывает читателям «Редакторского портала». Юлия Савостина. Фото Алексея Фурмана



Юлия Савостина: Как стать популярным блогером

Идея. До пиара я 9 лет занималась экономической журналистикой. Бывших журналистов, как известно, не бывает. Желание вернуться в профессию, провести ревизию своих профессиональных навыков и связей спровоцировало появление проекта «В поисках Made in Ukraine»: покупать на протяжении года продукцию только украинского производства и описывать свой опыт в блоге.

Идее проекта я обязана книге американской писательницы об экологии и житомирскому блеску для губ. Книга Барбары Кингсолвер «Америка: чудеса здоровой пищи» – это история о буднях и открытиях «зеленой» жизни, о том, как писательница переезжает со своей семьей на ферму и начинает питаться лишь тем, что выращено на ее земле. Сама книга на меня большого впечатления не произвела. Дочитав, я ее где-то благополучно «забыла», но основная мысль мне оказалась очень близка: я тоже уверена, что есть и мазать на себя надо то, что произрастает в ареале твоего обитания.

Непосредственным толчком к проекту стала покупка блеска для губ. У меня достаточно высокие требования к косметике, но этот блеск мне до сих пор кажется самым лучшим блеском для губ, который у меня когда-либо был. Его выпускают в Житомире.

Есть и еще кое-что, что мне кажется важным, и является тем, ради чего я ввязалась в эту авантюру. Я очень хорошо помню кризис 2008-го года, когда и я, и мои друзья выжили только за счет того, что люди поддерживали бизнесы друг друга: покупали у своих, шились у своих, стриглись у своих, пиарились у своих, чтобы таким образом дать друзьям возможность выжить. Думаю, национальная присказка «свій до свого по своє», о любви к ближним и родине не на словах, а до глубины кармана – та ценность, которая меня подталкивает писать, а других людей – читать то, что я пишу.

Роль редактора в проекте. С готовой идеей блога я пришла к Катерине Венжик, главному редактору delo.ua. Рассказала, что буду искать зубные щетки-пасты, кремы для загара, купальники, резиновые сапоги, средства гигиены только украинского производства и писать о результатах своих поисков. Катерина взяла с меня два обещания: я обязуюсь писать четко раз в неделю и не брошу проект на полдороге. Уже полгода пост выходит каждый четверг, и если вдруг по каким-то причинам я задержала колонку до пятницы, то в редакцию звонят раздраженные читатели с вопросом: «Ну когда же?».

Мы вместе с редактором составили план тем, потому как, понятно, что я, как и многие другие, регулярно покупаю хлеб–творог – молоко–туалетную бумагу украинского производства, но если описывать только такие покупки – никто этого читать не будет. Скажу сразу, мы составляли список, чтобы уберечь себя от дефицита тем, но через два месяца мы благополучно похоронили наш план. Потому что количество информповодов вокруг зашкаливало, и новые актуальные темы вытесняли запланированные.

Безусловно, редактор читает все мои тексты. Через нее проходит модерация блога. Но для меня мой редактор – это, прежде всего, психотерапевт и вдохновитель. Через полгода после запуска проекта у меня наступила депрессия, связанная с усталостью: в ограничениях жить довольно тяжело – в начале проекта я понимала, что это так, но не предусмотрела в полной мере. Представьте, что вы заходите в магазин просто померить плащик, а к вам тут же подлетает продавец со словами: «Так что вы решили отказаться от своего эксперимента?». О, боже, так и хочется ответить, а вы-то откуда об этом знаете? Но приходится улыбаться: спасибо, что читаете, я только померить. Мой редактор вынуждена выслушивать все мои стоны, она же вдохновляет меня на дальнейшую работу.

Показатели проекта:

  • У блога 24 тысячи постоянных читателей;
  • 1,6 тыс. человек заходят на проект напрямую (не через стартовую страницу);
  • Каждый следующий текст в первые сутки читает минимум на 1 тыс. человек больше, нежели предыдущий;
  • Согласно данным Google Analytics, глубина просмотра страниц проекта не менее 3-х;
  • Любой из текстов расшаривается в социальных сетях не менее 10 раз и комментируется как на странице проекта, так и в соцсетях;
  • Цитируемость – 23 тыс перепечаток (не просто упоминаний, а цитируемых материалов со ссылкой на источник).

Взаимодействие с редакцией. В delo.ua мне предложили условия, на которые я даже не рассчитывала: они платят мне гонорары, а также оплачивают фотосъемку (либо предоставляют фотографа).

Кнопка блога Made in Ukraine постоянно размещена главной странице, что прекрасно работает на промо проекта.

Редакция оплатила несколько тестов, о которых мы предварительно договаривались (блоги о вине и сыре), хотя по нашим условиям все тесты я бралась оплачивать сама.

Взаимодействие с пиар-службами. Платить самой за тестируемые товары – это был принципиальный момент эксперимента. Я считаю, что доверие читателя основывается на том, что в блоге нет ни продуктовых спонсоров, ни проплаченных материалов.

Конечно, есть пресс-службы, которые очень быстро сориентировались и стали присылать мне свои товары с просьбой протестировать. Но однажды произошел неприятный случай. Несмотря на все мои предупреждения о том, что я не буду хвалить продукт только на том основании, что мне предоставили его бесплатно, пришлось выслушать ворох претензий от пиар-менеджера одной компании. В результате она меня буквально вынудила написать в блоге фразу о том, что я с радостью верну деньги за ее продукцию, более того – сниму этот текст, а все остальные переговоры она будет вести с рекламным отделом сайта delo.ua, который подготовит именно тот материал, который она жаждет.

К счастью, я чаще общаюсь с владельцами бизнесов, чем с пиар-менеджерами, иначе мне бы всерьез пришлось засомневаться в адекватности человечества. Но после этого случая я стала а) еще тщательнее проговаривать условия, на которых мы можем взять продукты на тестирование; б) отказывать при малейшем подозрении на то, что люди могут повести себя неадекватно.

Сложности, которые возникли в процессе. Украинские товары есть, но найти их часто тяжело. К примеру, чтобы купить в Киеве украинские тампоны пришлось звонить производителю в другой город и интересоваться, где они продают свою продукцию. Для того, чтобы протестировать украинский виски, пришлось поездом передавать бутылку из Тернополя. Аналогичная история с мобильным телефоном. Одна из самых ярких историй – о том, как я покупала отечественную зубную щетку, а точнее щетки, поскольку они продаются партиями от тысячи штук.

Производителям украинских купальников я дозванивалась три недели. В одной фирме меня просто игнорировали, в другой – три недели искали в офисе пиар-менеджера. Мне хотелось сделать большую фотосессию, я даже была готова отсняться в их купальниках. В итоге я купила те купальники, которые смогла найти в продаже, отсняла их, как мне позволяла профессиональная совесть и скромные возможности, и написала: «Украинские производители купальников настолько суровы, что могут позволить себе по три недели не находить своего PR-менеджера в своем же офисе или столько же не отвечать на письма-запросы».

Далеко не у всех производителей есть сайты в интернете. А если даже есть сайты, это не значит, что на них указаны контакты. А если есть контакты, то не факт, что к телефону подходит вменяемый человек. Например, у производителя чемоданов и сумок Derby, у которого прекрасное развитое производство, на телефоне интернет-магазина сидит кладовщик, который разговаривает с тобой как… кладовщик: «Так я не понял, вы будете брать или нет?»

Логистика работы с украинским производителем настолько сложна, что в конце второй недели проекта я наняла ассистента.

Из блога «Два месяца. Полет нормальный»

Один телефонный звонок выбил меня на несколько часов: «Я зашла на сайта "Дела". Но дальше не знаю, куда тыкать, чтобы почитать ваши статьи». Это говорила владелица успешной фирмы, которая выпускает очень достойную одежду. А самая распространенная фраза, которую я слышала за это время: «Да не писали никаких бизнес-планов. Сами нарисовали этикетку, начали что-то выпускать. Вот получилось». Поэтому многие товары хорошего качества имеют, мягко говоря, странные называния и, простите, лейбл (креативные агентства, возьмите на заметку).

А еще наши производители никому не доверяют. Поэтому единственный выход, который они видят — открывать свои точки продаж, за свои деньги, не прибегая к какой-либо кооперации и даже не пробуя входить в торговые сети (где их никто не ждет).

Социальная важность. Свой проект я оцениваю как социальную инициативу. В первую очередь, мне хотелось привлечь внимание к украинским товарам и их производителям. Также привлечь внимание самих производителей к тем проблемам, которые мешают развиваться их бизнесу. Несмотря на то, что проект пока продолжается – впереди еще посуда, ремонт, бытовая техника, покупка зимней одежды, – но с этой задачей я, думаю, успешно справляюсь.

По завершении проекта хотелось бы подытожить свой труд: сделать каталог-путеводитель по украинскому рынку потребительских товаров.

Также планирую перед Новым годом провести встречу наших производителей и наших дизайнеров. Мне очень хочется, чтобы эти люди выслушали друг друга. В моих планах еще провести аукцион промышленных товаров, купленных для тестов, их в редакции «Дела» и у меня дома скопилось изрядно.

Сейчас мне придётся найти спонсора для проекта. Дело в том, что мне хотелось бы дополнить блог репортажной частью с производства. Во-первых, чтобы было ясно и понятно: тот или иной продукт не заказан в Китае, а непосредственно произведен здесь. Во-вторых, репортаж дает возможность показать людей, которые это делают, а для меня украинские производители – это маленькие красивые истории успеха, которые очень хочется рассказать. Но чтобы это сделать – нужен командировочный фонд, где его найти – для меня пока загадка.

Итоги. Главным промежуточным итогом проекта «В поисках Made in Ukraine» я бы назвала то, что редакция получает резонансный медиапродукт, а мне удалось вернуться в журналистику с собственным рейтинговым проектом. Но самое главное: мне удалось нащупать тему, которую я осознаю как важную и полезную. Мне приятно понимать, что мои герои мне доверяют и меня не боятся, потому что я не пишу о том, что в нашей стране может разрушить их бизнес – например, об объемах производства, заработанных деньгах, собственниках. Я пишу только об их продуктах, пишу максимально правдиво, но при этом четко осознаю, что ситуация в малом и среднем бизнесе в Украине такова, что самое главное – ему не навредить.

Резюме:

  1. Хороший блог, который становится популярным, в первую очередь имеет понятную и конкретную тему. Чем четче тема, тем проще завоевать своего читателя. Писать сегодня о путешествиях, а завтра о самолетостроении в рамках одного блога нецелесообразно.
  2. Блоги читают, в первую очередь, чтобы получить новую информацию и понять, что не одного тебя волнует данный вопрос. Следовательно, делать копипасты из гугла и релизов не получится. Нужно создавать уникальный контент и писать эмоционально. Тогда читатель будет доверять тебе.
  3. Писать надо регулярно: 1-2 раза в неделю. Идеально публиковать новые тексты раз в 3-4 дня.
  4. Хороший блог – это не развлечение и посещение тусовок, а постоянная работа: над темами, подачей, уникальностью контента. Надо понимать, что это кусок работы, на которую теперь придется выделять время.
  5. Хорошие фотографии – обязательны.
  6. Рано или поздно придётся показать свое лицо – люди хотят понимать, с кем они общаются.

Леся Ганжа, Редакторский портал

Комментарии
Войдите через социальную сеть
«В Генеральной прокуратуре Украины официально заявили, что пропавший из-под домашнего ареста бывший ректор Налоговой академии Петр Мельник находится в США, в штате Калифорния.»
«В Генеральной прокуратуре Украины официально заявили, что пропавший из-под домашнего ареста бывший ректор Налоговой академии Петр Мельник находится в США, в штате Калифорния.»
«В Генеральной прокуратуре Украины официально заявили, что пропавший из-под домашнего ареста бывший ректор Налоговой академии Петр Мельник находится в США, в штате Калифорния.»
«В Генеральной прокуратуре Украины официально заявили, что пропавший из-под домашнего ареста бывший ректор Налоговой академии Петр Мельник находится в США, в штате Калифорния.»
«В Генеральной прокуратуре Украины официально заявили, что пропавший из-под домашнего ареста бывший ректор Налоговой академии Петр Мельник находится в США, в штате Калифорния.»
 
«Не покладайтеся на власну «редакторську інтуїцію». Ви маєте справу з інформаційними технологіями - і тут керують алгоритми!»
Віталій Гордуз, керівник інтернет підрозділу УМХ
Цифрова реклама у регіональних ЗМІ: як її нарощувати?
Самое читаемое
События